Чимаманда Нгози Адичи "Американха"

"Американха" напрочь подкупила меня двумя очень важными для художки вещами, за которые я всегда (на каком-то совсем внутреннем лично-подкорковом уровне) ценю книжки, даже если они не без недостатков. А недостатков у "Американхи" сколько угодно:
Во-первых, это ОЧЕНЬ большой и местами заметно затянутый роман, где автор иногда перестает быть писателем, т.е. попросту плюет на всё, что стоит во главе угла для худ.литературы, и выступает просветительски заряженным публицистом, которому важно донести до читателя свою общественно значимую повестку и растолковать ее как следует. А ради этого не грех и сто раз повторить одно и то же для большей доходчивости и привести вместо одного примера десять. И это эпизодическое выпадение из литературы в публицистику, хочешь не хочешь, в "Американхе" чувствуется.
Во-вторых, это роман, уж очень написанный по заветам "правильного социального романа", которому за его правильность и пятерышность проблематики непременно дадут премию. И не будь он так подкупающе искренен, я бы первая вопила из кустов: "Конъюнктура!".
В-третьих, Адичи как автор еще и конфликтует с читателем тем самым способом, каким проще всего отвратить бедолагу от книжки - она очень зримо и беззастенчиво любит свою главную героиню, которую читателю в здравом уме и твердой памяти пламенно любить ну вообще не за что. Так что, если у вас низкий порог переносимости не слишком приятного центрального персонажа - где-то на середине книжки вы от барышни по имени Ифемелу, так очень по-человечески, взбеситесь. Потому что слепо обожать своего протагониста автору, конечно, не полезно.
И тем не менее, "Американха" отличный роман. Это настолько точное и универсальное высказывание о современной иммиграции, что, независимо от того, в какой стране вы живете и с какими реалиями "поисков лучшей жизни" сталкивались, мигом почуете правду. Правду того, каково приходится кыргызстанцу, вкалывающему на стройке в Москве или открывшему там же успешный бизнес, нигерийцу-нелегалу в Лондоне или африканке, приехавшей учиться в США по студенческой визе. Тому, кто чувствует себя чужаком или красивой экзотикой из-за своего разреза глаз, цвета кожи, национальности. Человеку, спрашивающему себя, как сохранить свою идентичность в другой культуре, или, как принять новый уклад жизни и стать своим. Все эти общие места иммиграции, такие простые и риторически заезженные на поверхности, разбиваются на множество щемяще личных частностей - реальных историй реальных людей. И Адичи говорит о них именно как о мозаике частностей, составляющих общую картину, без популизма высоких трибун, где просто повторяется из раза в раз, что "иммиграция - дело сложное и спорное", "развитые страны то, а страны второго и третьего мира - это". И как раз полный частностей умный и пристальный взгляд изнутри делает "Американху" такой ценной.
А еще Адичи очень любит родную для нее Нигерию и знакомит с этой страной и культурой читающего книжку именно так, как надо - со всем искренним переживанием причастности к родине, счастьем и несчастьем, болью и гордостью уроженки. Всем, что может дать истиное представление о народе и стране, о которых ты ничего не знаешь. А такое знакомство с культурой дорогого стоит! И это второй пункт, по которому я категорически полюбила "Американху".

Комментарии